Проектная инженерная деятельность студентов ТГУ
Представление практик ПИШ "ГибридТех" ТГУ. О проектной инженерной деятельности студентов ТГУ рассказывают руководитель образовательной программы по направлению подготовки магистратуры 15.04.05 "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, профиль «Проектирование и разработка гибких производственно-технологических систем»" Денис Левашкин и директор центра проектной деятельности ТГУ Юлия Карабельская.
Вовлечение студентов во фронтирные инженерные задачи
Системный подход к распределению студентов на инженерные проекты в ИТМО
В ПИШ ИТМО существует системный подход к распределению студентов на инженерные проекты, который включает в себя несколько этапов: 1. Intro Days: Первый шаг к знакомству студентов с научной сферой, где они знакомятся с вариантами прикрепления к проектам. 2. Выбор проекта: Студенты могут выбрать проект, который уже существует, или предложить свою идею собственного проекта. 3. Распределение по проектам: Распределение по проектам происходит с помощью общения с научными руководителями, менторами, PI и PE, а также с помощью специальной платформы, например, AI Talent Matcher. 4. Финансирование проекта: На различных мероприятиях, которые проходят с участием индустриальных партнеров (хакатоны, буткемпы, воркшопы, конкурсы, Demo Day и т.п.) студенты имеют возможность не только найти идею для собственного проекта, но и получить финансовую поддержку. Основной целью системного подхода является максимальное распределение студентов на проекты, которые формируются по заказу индустриального партнера. В случае сетевых образовательных программ, все проекты ассоциированы с индустриальным партнером. Развитие soft skills В ПИШ ИТМО предусмотрено практически непрерывное обучение студентов навыкам soft skills, которое включает в себя: * Общеуниверситетский модуль, который предлагает студентам выбор из более чем 30 дисциплин, таких как инструменты принятия решений, личная эффективность, современная бизнес-коммуникация, управление стрессом и профилактика выгорания. Все дисциплины модуля soft skills спроектированы с учетом развития компетенций, которые требуются со стороны работодателей: коммуникативные навыки, умение понимать других, вести переговоры, работать в различных коллективах, включая удаленные, умение планировать и распределять время и задачи и др. * Модуль ПИШ, который состоит из трех дисциплин и предполагает создание условий для объединения студентов в междисциплинарные команды и развития hard skills через призму полученных soft skills с фокусом на конкретный междисциплинарный проект. Во время реализации дисциплин модуля ПИШ для студентов подчеркивается и демонстрируется значение soft skills для успешной профессиональной деятельности. * Курсы по дополнительному профессиональному образованию (ДПО), на которых проводятся различные тренинги по soft skills, где большая часть времени уделяется практической отработке навыков: работа в команде, деловая коммуникация, техники публичных выступлений, тайм-менеджмент и целеполагание, развитие эмоционального интеллекта Знания в области бизнес-процессов В ПИШ ИТМО также существует многоступенчатое обучение знаниям в области экономики, маркетинга и наукоемкого предпринимательства: * Общеуниверситетский модуль, где можно получить не только первичные знания в области бизнес-процессов, но и расширить представления об анализе рынка, исследовании потребителя, создании продуктовой матрицы, формировании стартап-команды, разработке бизнес-модели проекта, оценке готовности высокотехнологичного продукта к коммерциализации в реальном секторе экономики. * Модуль ПИШ, где студенты обучаются анализу информации, работе с профессиональными источниками и структурированию данных, моделированию процессов и прогнозированию на основе трендов. * Микромодули, которые вводятся в качестве факультативов для устранения пробелов в компетенциях студентов. Например, мини-курс по экономике продукта раскрывает такие темы, как бизнес-модель и финансовая модель продукта, подходы к оценке рынка продукта, экономика масштаба и сетевые эффекты в контексте цифровых продуктов. Запрос на микромодули возникает у студентов не только во время обучения, но также в ходе подготовки и участия в научно-образовательных мероприятиях, которые проводятся с целью выявления и поддержки талантов, способных к инженерному и научному мышлению, готовых генерировать идеи и воплощать их в жизнь в виде минимально жизнеспособного продукта (MVP) и объединять для этих целей многопрофильную команду.