Лучшие практики

МГУ и. М.В. Ломоносова
#МГУ #НИРС #КЛП
03 сентября 2024

Инновационное импортозамещение оригинальных лекарственных средств из недружественных стран или Создание межфакультетских студенческих проектных команд и разработка улучшенных аналогов лекарств

Задачи практики 1.   Построение образовательного процесса для студентов МГУ с фокусом на прикладные знания и практический опыт, интересные государству и фарминдустрии, путем создания самовоспроизводящихся межфакультетских студенческих проектных команд для разработки улучшенных аналогов лекарств. 2.   Генерация квалифицированных кадров, получивших прикладной опыт, по запросу индустрии. 3.   Создание отечественных инновационных препаратов следующих поколений, не уступающих лучшим мировым разработкам. Принцип реализации практики В ходе работы над проектом по разработке улучшенных аналогов лекарств создаются межфакультетские студенческие команды, которые выполняют все этапы разработки в полуавтономном режиме под руководством опытных специалистов. Для выбора перспективных мишеней и лекарств-прототипов, которые передаются в разработку, привлекаются специалисты в области анализа бизнес-стратегии будущего продукта со стороны индустриального партнера, а также специалисты в области управления интеллектуальной собственностью: оценки технического уровня объекта разработки, его патентоспособности и патентной чистоты. Работа по поиску «улучшенных аналогов» разбивается на относительно простые этапы: 1.     Отбор перспективной молекулы с определенным биомишень-специфичным действием 2.     Дизайн улучшенных аналогов на основе выбранной молекулы с привлечением методологических подходов “медицинской химии” 3.     Компьютерный отбор наиболее перспективных аналогов с использованием известных и новых алгоритмов 4.     Отбор аналогов по доступности с точки зрения химического синтеза 5.     Отбор патентоспособных аналогов, полученных в результате работ этапов 1-4 6.     Химический синтез отобранных соединений после этапа 5 7.     Биологическое in vitro тестирование синтезированных соединений на мишень-специфических тестах 8.     Отбор наиболее перспективных соединений для дальнейшего изучения свойств Работу в междисциплинарной команде координирует руководитель проекта, который по мере появления новых данных направляет команду и координирует этапы разработки. По результатам до-экспериментального этапа (п. 1-5) оформляется отчет, который оценивается экспертным советом, куда входят представители  индустриального партнера и приглашенные специалисты из области фармразработки, фармакоэкономики и стратегического маркетинга. Проект переходит на экспериментальные этапы (6-8) после получения рекомендаций от экспертного совета по дальнейшей разработке. Здесь осуществляется параллельная разработка новых молекул-аналогов с высоким потенциалом коммерциализации, разработка валидированных тест-систем и последующее in vitro тестирование перспективных соединений. По результатам проведенных исследований анализируется научно-технический потенциал каждого соединения, подготавливается итоговый отчет, который передается экспертному совету для совокупной оценки результатов проекта, в том числе коммерческого потенциала соединений и возможности трансфера технологии для дальнейшего изучения. Все этапы разработки по-возможности интегрируются в учебные курсы, в том числе в курсовые и дипломные работы студентов. Структура практики Каждая проектная команда включает в себя студента и научного руководителя, обладающих компетенциями в области органического синтеза, студента и научного руководителя, обладающих компетенциями в области молекулярного моделирования, студента и научного руководителя, обладающих компетенциями в области молекулярной биологии. Деятельность команд координируются руководителями проектов - заведующими сильными и успешными научными лабораториями, структурными подразделениями участвующих факультетов МГУ.  Со стороны индустрии привлекаются специалисты в области фармразработки, фармакоэкономики и стратегического маркетинга, которые включаются в экспертный совет. Специалисты из Центра Трансфера Технологий МГУ привлекаются к работе со студентами и научными руководителями для обучения команд в области патентного права и сопровождения по всем вопросам, связанным с управлением интеллектуальной собственностью. Ключевые особенности практики Проект посвящен поиску «следующих в классе» молекул силами студентов и аспирантов. При этом создаются междисциплинарные команды, в которые вовлекаются студенты, аспиранты и сотрудники разных факультетов МГУ. В ходе выполнения этапов проекта осуществляется подготовка квалифицированных специалистов, отвечающих запросам фарминдустрии. Проект также вносит вклад в развитие фармотрасли России, поскольку создание инновационных лекарственных аналогов - наиболее продуктивная исследовательская стратегия, способная в ускоренные сроки обеспечить технологический суверенитет нашей страны в лекарственной сфере. Студенты приобретают возможность применить свои навыки работы в научной стезе, дополнительно оценивается бизнес- составляющая проводимых разработок и обеспечивается принятый в индустрии порядок работы с интеллектуальной собственностью. Плотное взаимодействие с индустриальным партнером внутри проекта обеспечивает общее понимание у студента требований, необходимых для дальнейшей успешной работы в фармкомпаниях или инновационных стартапах. Команды для участия в данном проекте  собираются при непосредственном участии администрации ПИШ МГУ.  Ожидаемые результаты 1.     Демонстрация возможности создания междисциплинарных воспроизводимых проектных команд - инструментария для проведения работ по созданию инновационных лекарственных лекарств на основе улучшенных аналогов 2.     Студенческие команды с историей успеха, которые способны  продолжать начатые разработки и делиться опытом / курировать следующие студенческие команды 3.     Научные руководители направлений, способные тиражировать опыт и обучать следующие студенческие команды по апробированной методологии 4.     Подготовленные специалисты, востребованные в индустрии - вчерашние студенты продолжают развивать карьеру либо в одной из ведущих российских фармкомпаний, либо в инновационных стартапах по разработке лекарств 5.     Возможность лицензирования  успешных разработок  фармкомпаниями, что позволит привлекать дополнительные средства в бюджет МГУ на запуск новых проектов

03 сентября 2024
МГУ и. М.В. Ломоносова
#Олимпиады #МГУ
03 сентября 2024

Междисциплинарный образовательный проект по отбору и поддержке талантливой молодежи "Олимпиада "Высокие технологии и материалы будущего"

Олимпиада «Высокие технологии и материалы будущего» является комплексным междисциплинарным мероприятием, сочетающим образовательные и соревновательные аспекты, направленные на отбор и поддержку талантливой молодежи, в первую очередь – школьников, по всей территории Российской Федерации: а также а формирование образовательных траекторий в области химического материаловедения, фундаментальной физико – химической инженерии и высоких технологий, включая биотехнологии, нанотехнологии, биологию и медицину. В отборочном (заочном, дистанционном) этапе Олимпиады принимают участие 4 000 – 5 000 школьников, а также дополнительно студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя, из которых до 180 человек отбираются на заключительный очный этап. Организатором Олимпиады в 2024 учебному году выступал Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и, в частности, Передовая Инженерная школа МГУ оказывала научно - методическую, организационную и информационную поддержку. Помимо теоретических состязаний по комплексу предметов «химия, физика, математика, биология» (укрупненная группа специальностей «нанотехнология», естественные науки) в рамках регламента олимпиад перечня Российского Совета Олимпиад Школьников (уровень Олимпиады – первый по Перечню), ПИШ МГУ большое внимание уделил проведению Заочной Научно – Технологической Школы (ЗНТШ) и Весенней Проектной Школы (ВПШ) – составляющих Олимпиады, направленных на популяризацию науки, высоких технологий и содействие формированию и развитию исследовательских компетенций у школьников. Олимпиада являлась перечневой олимпиадой 1 (высшего) уровня, что предоставляет абитуриентам из Российской Федерации и ряда стран СНГ возможность поступления в университеты РФ на льготных условиях, в том числе  МГУ. Олимпиада включает ряд конкурсов, которые позволят любому участнику в максимальной степени проявить свои силы, знания, опыт и творческие способности. Большинство конкурсов проводятся в два этапа: отборочный (заочный интернет-тур) и заключительный. Основной, теоретический этап Олимпиады для школьников проводится по комплексу предметов – химия, физика, математика и биология. Задачи комплекса имеют истоки в научной деятельности ведущих ученых. В результате каждая задача, в той или иной мере, позволяет школьникам войти в новую научную проблему и найти свое оригинальное решение. Олимпиада развивает в школьниках не только дух соперничества, но и самостоятельность, творческий характер мышления, естественнонаучный подход к познанию окружающего мира. Для младших школьников в рамках Олимпиады предусмотрен конкурс более простых естественно – научных задач, младшеклассники могут участвовать в соревнованиях по комплексу предметов и претендовать на получение официальных дипломов Российского совета олимпиад школьников: задания по комплексу разделены на две возрастные группы – для школьников 5 – 10 и 11 классов. Отдельно проводится конкурс проектных работ школьников – «Гениальные мысли». Для студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета организована Универсиада «Ломоносов» по химии, физике и механике материалов – уникальный конкурс, рассчитанный на поддержку талантливой молодежи, мотивацию дальнейшего развития научно-исследовательской карьеры, а также поступление в магистратуру МГУ без экзаменов. Технически Олимпиада «Высокие технологии и материалы будущего» является многоэтапной олимпиадой с дистанционным интернет–туром (официальный сайт enanos.nanometer.ru и новостная часть, сайт nanometer.ru), а также очными состязаниями в Московском государственном университете. Особенностями Олимпиады является не только высокий научный уровень задач, приближенных к реальной практике решения современных проблем, существующих в области высоких технологий, биотехнологий, материаловедения, но и наличие предолимпиадных консультаций для новых участников (Заочная Научно-Технологическая Школа) и публичных лекций, поддержка иногородних участников очного тура, наличие полноценного тура проектных работ школьников, привлечение лучших учителей, студентов, аспирантов, молодых ученых – кураторов проектных научно-исследовательских работ школьников, памятные подарки победителям и призерам Олимпиады. Основной целью всего проекта в целом является реализация масштабного образовательного проекта, направленного на организацию и проведение Олимпиады школьников «Высокие технологии и материалы будущего» и связанных с ней образовательных мероприятий. Основные задачи проекта при поддержке различных партнеров: −Разработка более 140 оригинальных теоретических задач для школьников 5 – 10 и 11 классов для проведения отборочного (120 задач) и заключительного (32 задачи) этапов Олимпиады по комплексу предметов «химия, физика, математика, биология». −Разработка в соответствии с нормативами РСОШ и публикация на сайте Олимпиады общего положения об Олимпиаде, регламента проведения Олимпиады, положения об апелляциях на результаты Олимпиады. Разработка и публикация на сайте Олимпиады положения о конкурсе проектных работ «Гениальные мысли» и регламента проведения Универсиады «Ломоносов» по химии, физике и механике материалов для студентов, организованной на площадке Олимпиады. −Материально-техническое сопровождение мероприятий Олимпиады, подготовка приказа о проведении Олимпиады. −Организация и проведение отборочного и заключительного этапов Олимпиады по комплексу предметов «химия, физика, математика, биология» для школьников 5 – 10 и 11 классов; конкурса проектных работ «Гениальные мысли» для школьников 5 – 11 классов; Универсиады «Ломоносов» по химии, физике и механике материалов для студентов, обучающихся или закончивших обучение по образовательным программам бакалавриата, специалитета. −Размещение на сайте Олимпиады блоков задач, тестов и творческих заданий для проведения отборочного этапа Олимпиады, а также решений задач для проведения апелляции. −Публикация и актуализация материалов архива научно-популярного контента Олимпиад, в т.ч. авторефератов проектов школьников, интервью участников Олимпиады. Наполнение всех разделов сайта Олимпиады и страниц конкурсов сайта Олимпиады в соответствии с положением и графиком проведения Олимпиады. Подготовка новостей и актуальных информационных материалов. −Подготовка открытых лекций для потенциальных участников Олимпиады с демонстрацией достижений в области высоких технологий и материалов будущего, по вопросам подготовки и участия в Олимпиаде, по опыту и методике ведения исследовательской и проектной деятельности, видеосъемка образовательных материалов (как части Заочной Научно-Технологической Школы – ЗНТШ). −Привлечение потенциальных участников и расширение баз данных участников Олимпиады в процессе ознакомления всех заинтересованных категорий граждан о цели и основных мероприятиях, проводимых в рамках Олимпиады. −Проведение рекламной кампании Олимпиады и распространение информации, в том числе, для разъяснения регистрирующимся пользователям правил и перспектив участия в Олимпиаде. Информирование общеобразовательных организаций о мероприятиях Олимпиады, включая информационные рассылки писем в электронном виде по базе данных сайта, включающей более 43 000 адресатов. Размещение информации об Олимпиаде в электронных СМИ. −Консультирование организаторами участников Олимпиады по всем вопросам проведения Олимпиады (посредством электронной почты, сервисов сайта Олимпиады и других способов коммуникации). −Отбор победителей и призеров отборочного и заключительного этапов Олимпиады и Универсиады с учетом требований РСОШ, профориентация и продвижение талантливой молодежи, проведение церемонии закрытия Олимпиады. −Организация Весенней Проектной Школы-конференции (ВПШ) для школьников, молодых ученых, преподавателей, учителей. −Разработка дизайна материалов Олимпиады (сувенирной продукции, дипломов, бейджей, информационной брошюры, афиши, расписания, ролл-апа, пресс-вола и др.). Подготовка дипломов участников, победителей и призеров, а также благодарностей учителям и педагогам. −Подготовка сборника заданий отборочного и заключительного этапов Олимпиады, включающего тексты задач и авторские решения. Публикация сборника в электронном виде на сайте Олимпиады. Проект имеет комплексный характер и служит поиску и поддержке наиболее талантливых участников. Выявление, поддержка и научно-образовательная карьера мотивированных и подготовленных абитуриентов для ведущих ВУЗов с целью формирования новых научных кадров – основная прагматическая задача проекта. При этом проект является междисциплинарным и позволяет работать со школьниками в области химии, физики, математики, биологии, проектной деятельности на пересечении образования, передовых научных знаний и высоких технологий. Одновременно, в отличие от других внешне похожих событий, в проект вовлечены не только школьники, но и учителя, а также студенты, аспиранты и молодые ученые, поскольку без задействования подобного широкого среза участников, без организации взаимосвязи между школой, ВУЗами и Российской Академией Наук невозможна нормальная подготовка школьников новой генерации и эффективное распространение научных знаний. В связи с этим, кроме собственно соревновательного, в проекте присутствует мощный образовательный (заочная и проектная школа) и научно-популяризационный компоненты. Проект востребован у школьников, учителей, школ как организаций, студентов и аспирантов ВУЗов, самих ВУЗов в отношении абитуриентов и взаимодействия с целевой аудиторией. Уникальность проекта – в его глубокой интеграции в цепочку подготовки кадров для российской науки и в комплексности предлагаемых научно-образовательных решений.  

03 сентября 2024
Сеченовский Университет
02 августа 2024

Взаимодействие ПИШ – ПИШ

Проект по созданию персонализированных имплантов на основе титановых сплавов с остеотропными покрытиями, обладающими антимикробным потенциалом в отношении патогенных бактерии. Проект по созданию тканеинженерного трубчатого эквивалента кровеносного сосуда человека на основе эндотелиальных и стромальных клеточных культур для использования в сердечно-сосудистой хирургии. Взаимодейстиве передовых инженерных школ СУ и НИТУ МИСИС. Разработана магистерская программа «Материаловедение и технологии материалов», профиль «Аддитивные технологии в медицине». Программа позволяет подготовить специалистов на весь цикл производства имплантов.

02 августа 2024